Формы древнегреческих сосудов и их назначение
Амфора — изящный сосуд с расширенным в верхней и суженным в нижней части туловом, узким горлом и двумя вертикально поставленными ручками, созданный из глины на гончарном круге. Были распространёны у греков, римлян, этрусков. Амфоры чаще остродонные, нередко с маленькой ножкой или круглодонные, плоскодонные были более редкими. Обычные глиняные амфоры являлись массовым изделием, применявшимся в основном для транспортировки и хранения оливкового масла или вина. Также, применялись в качестве урн для праха при захоронениях и урн при проведении голосований. В каждом месте где гончары делали амфоры были свои формы сосудов, подтвержденные клеймом мастеров, зная эту уникальную типологию можно восстановить историю торговых связей и саму эпоху. В каждом месте были приняты свои объемы амфор, сосуды до 100 л часто закапывались в землю у дома, большие и высокие использовались для перевозки. По форме амфор из Этрурии, Финикии, в греческих, римских, византийских центрах потребитель мог определить, откуда привезён сосуд, его содержимое и примерную стоимость. Амфоры объёмом 26,03 литра (древнеримский кубический пед или греческий «талант») применялись для измерения жидкостей. Назначение амфор столовые (двуручные кувшины), парадные, транспортные, для хранения влияло на ее внешний вид. Расписные Панафинейские амфоры (от Панафинейских игр), с оливковым маслом, использовались в качестве призов в спортивных состязаниях.
Алабастрон— грушеобразный вытянутый формы сосуд созданный на гончарном круге с округлым дном, который в отличие от ритона, может сам стоять вертикально. Алабастроны применялись женщинами при хранении ароматических веществ и масел. Прототипам формы алабастрона является форма египестких сосудов, которые изготавливались из алебастра, этому материалу предмет и обязаны своим названием. Алабастроны появилсь в Греции 7 века до н. э., украшались изображениями птиц, рыб и осьминогов. Существуют несколько типов форм греческого алабастрона: в форме луковицы высотой до 100 мм., более длинный и заостренный встречается в восточно-греческой, этрусской и итало-коринфской керамике, аттического типа около 10-20 см с округлым основанием и ручками-ушками для подвешивания на цепочку.
Ариба́лл — древнегреческий сосуд небольшого размера округлой формы-удобной для охвата рукой, с коротким и узким горлышком, оканчивающимся плоским венчиком. Ручка широкая и плоская, имеет геометрическую форму. Арибалл использовался для хранения ароматических жидкостей и ароматных масел. Свое название этот предмет получил от кожаного мешка для ношения бутяля на ремне. Функционально арибалл сходен с алабастроном, но предназначался для мужчин атлетов, которые растирались ароматическими маслами на палестере или в бане. Форма арибалла появилась в геометрический период IX века до нашей эры, из круглых кувшинов для вина (ойнохо́йя). В протокоринфский период, арибалл приобрел свои окончательные очертания, трансформируясь от шарообразных к овальным и коническим формам, но в итоге вернувшись к круглым. Форма предмета имеет широкий, плоский венчик, и маленькую ручку. В Коринфе в 7 - 6 вв. до н. э. арибаллы, обычно, украшали орнаментальной росписью, изображениями животных, воинов или атлетов, реже — скульптурными головками. Большинство сохранившихся арибаллов сделаны из глины на гончарном круге, однако встречаются также арибаллы из бронзы и фаянса и даже из стекла.
Канфар – гончарный сосуд для вина эпохи античности. Ручки имеют высокоподнятую форму относительно самой чаши, ножка тоже высокая, профиль формы сложный. Канфар появился в VI веке до н. э. Является одним из символов древнегреческого бога Диониса. В V-VI веках встречаются канфары расписывались в краснофигурной технике. С IV века в Северном Причерноморье преобладает чернолаковая роспись и формы на укороченной ножке, с ручками вровень с формой, оформленными сверху горизонтальными полочками-«шипами». В III-II веках нижняя часть чернолаковых канфар украшалась вертикальными рёбрами-каннелюрами, гирляндами или рельефными орнаментальными штампами.
Килик - сосуд изготовленный на гончарном круге в виде плоской чаши для вина, имеет ножку и две ручки. В Древней Греции килики часто встречаются в VI-II веках до нашей эры. Форма ножки килика бывает низкой и широкой или в виде высокого и тонкого цилиндра. Поскольку килики имели широкую чашу, то декорировались как снаружи так и во внутренней части чернофигурной и краснофигурной росписью (VI-IV века), рельефными орнаментами (IV век) или рельефом по чёрному лаку (конец IV-II века). Наиболее высокого расцвета создание этих предметов достигает в VI-V веках.
Крате́р — древнегреческий сосуд из металла или созданный на гончарном круге из глины, для разбавления вина водой. Кратеры по сравнению с другими сосудами имеют больший размер и объем, широкое устье и две волютообразные ручки по обеим сторонам. Возможно форма кратера произошла от формы металлического котла. В древних Микенах найден глиняный кратер XII века до н. э. получивший называние «Кратер воинов», он украшен изображениями идущих воинов. В коринфской керамике VII—VI веков до н.э. форма кратера именуется келебой. В более поздних периодах VI—V веков до н.э. встречаются кратеры в форме колокола, италийские кратеры, апулийские вазы, гнафианские сосуды. От италийских кратеров происходят средневековые чаши для вина — кратѝры. В Византии такие чаши использовали во время богослужений. Чаша Святого Грааля тоже имеет форму кратира. А Древней Руси от этого типа сосуда происходят потиры. Форма кратера тесно вошла в традицию европейского искусства и оказала влияние в эпоху неоклассицизма и ампира на формы сосудов типа античных амфор и кратеров. Большие фарфоровые вазы в форме кратеров изготавливали на Севрской фарфоровой мануфактуре. Такие формы ваз называли «медичис», что связано со знаменитой мраморной вазой Медичи, также повторяющей форму античного кратера.
Лекана — вид вазы в Древней Греции, имеет плоскую форму чаши с двумя горизонтальными ручками с обеих сторон. Небольшие леканы имеющие крышки называется леканидоми. Сосуд применялся для хранения оливкового масла, а также для изготовления пищи. Леканы часто изображаются в древнегреческой вазописи.
Ольпа — сосуд для хранения благовоний и вина, имеет наполненную нижнюю часть плавно переходящую в широкое круглое горлышко. С боку имеется одна ручка. Размеры ольпы меньше размера, ойнохойи.
Ритон —сосуд для питья в форме широкой воронки, в виде опущенной вниз головы животного или человека. Сосуд часто использовался в священных обрядах жертвоприношения или возлияния вина в честь того или иного бога. Ритон часто завершался скульптурой в низу, а также украшался рельефами. В городе Кносс сохранилось много ритонов в форме головы быка.
Эпихизис —сосуд эпохи античности цилиндрической формы, часто с двумя горизонтальными профилями-рантами, имеет тонкое горлышко с отогнутым носиком с открытым сливом, изящной высокой ручкой. Эпихизисы украшались богатой росписью. Встречались в южной Италии и Апулии. Эпихизис являлся предметом женского обихода и применялся для косметических процедур.
Энохо́я или ойнохо́я— кувшин с одной ручкой и необычным трилистниковым горлышком, напоминающим лист клевера. Ойнохойи использовались для подачи вина. Из-за трилистникового горлышка ойнохойю называют «вазой с тремя носиками». Такая форма горлышка нужна для того чтобы разливать содержимое ойнохойи сразу в три сосуда.