Гончарный круг, лепка из глины

Современная керамика

Огромный опыт, накопленный в мировой керамике последней трети XX- начале XXI века, позволил художникам успешно решать самые разнообразные творческие задачи: создавать декоративные композиции, скульптуры, рельефы, арт-объекты, видеоисталяции и монументальные произведения для архитектуры. Универсальность, богатые пластические и цветовые возможности керамики привлекают художников самых разных направлений и стилей. Керамические работы известных отечественных и зарубежных мастеров XX века стали лучшим подтверждением безграничных возможностей материала и способствовали рождению различных по характеру и по стилистике направлений и школ керамики в разных странах мира. Решение проблем формообразования в керамике стало плодотворным лишь потому, что они осуществлялись разными художниками на самом высоком профессиональном уровне. Поддержка культуры со стороны государства и успешные выступления художников на международных выставках способствовали рождению самобытных школ отечественной керамики. Так, в прибалтийской школе основной акцент художники делали на создание точно выверенной пластической формы, предельное выявление тектоники и природной сути керамической глины. Важная роль здесь отводилась технологии: различным техникам декора и обжига керамики. В керамике шел обостренный поиск и обновление средств художественной выразительности, выявлялись особенности материала, богатейшие возможности синтеза формы, цвета и пространства, освоение в керамике новых сюжетов и тем. Российская керамика существенно отличалась от произведений прибалтийских мастеров глубиной творческого замысла, выразительности художественного образа, романтическим и философским отношением к миру и высоким профессионализмом. Для ленинградских художников-керамистов на первом плане стояли проблемы конструкции, приемы формообразования, повышенный интерес к структуре и графической росписи по белой эмали. Московская школа керамики тяготела к органической форме, серьезному освоению пластических проблем, деликатному включению в форму цвета и фактуры. Житейская теплота, камерность, проникновение в глубину художественного образа – отличительные свойства московской керамики. Собственным путем развивалась школа керамики Сибирского региона России, в котором особый акцент делался на новое прочтение мифологических и знаковых первооснов искусства далеких предков, бережное отношение к традициям народного творчества, соединение керамики с другими материалами.  Большое влияние на развитие декоративной керамики мира оказывало творчество ведущих художников разных континентов, которые совершили невиданные перемены в области формообразования, декора и обжига произведений. Важную роль в керамике первого десятилетия нового века играют международные выставки «Искусство керамики» в Лондоне и молодежные выставки «Talente» в Мюнхене. Они стали своеобразным полигоном для проведения творческих экспериментов в современной керамике.В зарубежной декоративной керамике рождаются разные художественные направления, отражающие эстетические потребности времени. Новые технологии производства и техники декора также оказывают существенное влияние на художественные особенности керамических произведений. Керамика приобрела новый художественный язык и специфические особенности, связанные с возможностями и технологией ее изготовления. На основании отличительных особенностей и его широких художественных возможностей, декоративная керамика стала самостоятельным видом современного искусства. Огромную роль в XXI веке играет современный дизайн, в котором уникальные особенности керамики находят широкое применение. Экологическая чистота, прочность, высокие технические, эстетические качества превращают глину в незаменимый материал для изготовления самых разных изделий. Новой тенденцией в российской керамике становится запредельное обнажение молодыми художниками своего внутреннего чувственно-физиологического мира, в котором изначально заложен конфликт между идеями автора и сутью декоративного материала, обладающего собственным художественным языком формообразования. В XXI веке особое значение приобрел синтез керамики с другими материалами, который позволяет значительно расширить возможности этого древнейшего художественного материала. Долгий путь, пройденный мировой декоративной керамики, - это путь эволюции от функционального сосуда до сложных философских, фигуративных, абстрактных композиций, арт-объектов, инсталляций, несущих в себя высокий художественный образ и современность мышления. Наиболее интересные процессы в области современного декоративного искусства происходили в керамике, которая заняла в мире собственное уникальное место и приобрела важнейшее значение во многих сферах человеческой деятельности. При этом выявляется негативное влияние процесса всемирной глобализации на сохранение национальных традиций в керамике разных стран. Подобным влиянием отмечена керамика Южной Кореи, Сенегала, ЮАР, Австралии. Более гармоничное сочетание народных традиций и современных поисков характерно для керамики России, Японии, Индии, Китая и Мексики. В заключении следует подчеркнуть, что декоративная керамика России заметно выделяется на мировой арене своей гуманистической направленностью. В произведениях российских художников-керамистов эмоциональная и образная сторона доминирует над формальной. Главной идеей творчества художников России является обращение к человеку, воздействие на его душу с помощью эстетических категорий искусства.