Чернолощеная керамика или раку (неожиданная радость)
Один из древнейших способов обработки керамики применялся еще этрусками в VIII-II в. до н.э. Эта технология была широко распространена, в том числе и в России, но сейчас многими забыта.Чернолощеная керамика или как ее еще называют дымленая керамика может, не нуждается во втором (политом) обжиге, это ускоряет процесс и экономит энергоресурсы. Можно обходится без глазури вообще, а если использовать глазурь, то сочетание дает очень приятный эффект на посуде и декоративных скульптурах и формах.
Процесс создания чернолощеной керамики состоит из нескольких этапов:
В подвяленном состоянии (кожетвердом) поверхность изделий шлифуется до очень гладкого состояния при помощи камня или гладкого твердого предмета до зеркального состояния. Кроме гладкой поверхности, лощение уплотняет поверхность черепка делая ее более прочной и почти водонепроницаемой. После полного высыхания изделий производится утильный обжиг в печи. При остывании печи до 700-600 гр. можно приступать к дымлению (восстановительному обжигу) керамических изделий. Есть несколько способов восстановительного обжига придающего изделиям чернолощеную поверхность. Помещение где производится восстановительный обжиг должно хорошо проветриваться. Работы достаются из печи при помощи металлических щипцов и помещаются в короб, наполненный древесными опилками. Короб закрывается крышкой, что бы пресечь доступ кислорода. Под воздействием высокой температуры изделия, описки начинают тлеть, выделяя окись углерода, которая покрывают поверхность черепка изделия копотью. Такое покрытие глубоко поникает в черепок и хорошо закрепляется на нем.
Еще один способ дымления керамики можно осуществлять прямо в печи после проведения утильного обжига. При остывании изделий в печи до 700-600 гр. туда помещается восстановитель (опилки, канифоль или резина) с расчетом 1 кг восстановителя на 1 куб.м. объема печи. Восстановитель должен быть помещен в печь в отдельной металлической емкости с отверстиями для выхода окиси углерода, это может быть фольга, а сама печь закрыта, что бы туда не поступал кислород. Под воздействием высокой температуры восстановитель начинает тлеть, выделяя газ который придают керамическому черепку различные темные оттенки, цвет которых так же зависит от температуры в печи и материала восстановителя.
Особенно интересно сочетание чернолощеной керамики с глазурованной поверхностью черепка. Для этого, после политого обжига с глазурью проводят восстановительный обжиг керамики любым из описанных выше способов.Глазурованные поверхности черепка тоже могут приобретать более сложные оттенки, кракелюр на глазури становится более заметен, создавая эффект старения, темная терракотовая поверхность черепка создает цветовой контраст. Этот процесс называют восстановительным обжигом, потому что в глину возвращаются вещества, выгоревшие при обжиге. Цвет изделия зависит от температуры изделия, а так же чем более смолистое дерево было использовано для опилок тем виднее эффект дымления. Конечный цвет изделия при этом может варьироваться от черночугунного с металлическим отливом, до пепельных тонов, чем температура была выше, тем темнее цвет изделия темнее. Таким образом, углубления в изделии получаются более темными, чем выступающие его части, т.к. от остывают быстрее.