Глина керамика обжиг

Глина-природное ископаемое, формируется в результате вымывания, выветривания горных пород появляется осадок, который становятся глиной. Чем меньше влаги содержит глина, тем она тверже и менее пластична, а при высокой влажности, приобретает пластичность. Глина-материал, состоящий из минерала каолинит, его состав: 48% оксида кремния, 36 % оксида алюминия, 16 % воды. В зависимости от наличия или отсутствия железа глина имеет разный цвет, от белого (если железо отсутствует), до красно-коричневого. Выкопанная из карьера глина проходит несколько этапов, прежде чем окажется в печи гончарной мастерской. 

Добыча и переработка глины 

Не вся глина, извлеченная из земли сразу пригодна для работы, часто она содержит, камни, крупный песок, органические примеси, а так же имеет разный состав. Что бы очистить глину от камней и крупного песка ее обрабатывают в шаровой мельнице, где все крупные фракции перемалываются до нужного размера. Если в глине не достаточно влаги она теряет свою пластичность и ее разводят водой в зависимости от предстоящего способа работы. Например, для лепки или гончарного круга глина должна быть густой, для шликерного литья жидкой.Созданные изделия из глины необходимо высушить и обработать перед обжигом. Сушка происходит естественным способом, во избежание деформации, высыхание должно происходить равномерно во всех местах глиняного изделия. Если изделие не высушить полностью, то оно треснет в обжиге. Обычно сушка занимает 3-4 дня, после чего можно приступать к обжигу глиняных форм.
Необожженные изделия из глины
Работы расписные ангобами до обжиг в печи
Работы покрытые глазурью после политого обжига

Керамика - это глина прошедшая обжиг

В древности глиняные изделия обжигались в горнах, выкопанных в земле, которые топились дровами. Сегодня для этого существую специальные печи, работающие на электричестве или газе. Керамическая печь для обжига, состоит из камеры с нагревателями, теплоизоляцией, куда помещаются глиняные изделия и автоматическим блоком, регулировки температуры и режима обжига. Обжиг бывает утильный без глазури и политой с глазурью. Утильный обжиг придает глине прочность, при температуре около 1000 С, песок который присутствует в глине начинает плавится и отдельные песчинки сплавляясь между собой превращаясь в керамический черепок. Вся органика выгорает, глина меняет цвет, из землистосерого превращаясь в белый или красно-коричневый. В местах выгорания органики остаются поры, которые могут впитывать воду, если предмет будет использоваться в качестве посуды.

Что бы избежать намокания изделия, а краскам придать яркость, проводится политой обжиг.

Изделия уже прошедшие утильный обжиг, покрывают глазурью и обжигают еще раз. После такого обжига керамический черепок становится глянцевым и не впитывает влагу, керамические краски, взаимодействуя с глазурью становятся насыщенными и яркими. Каждый обжиг занимает примерно сутки, печь в течении нескольких часов нагревается до 1000 с, после достижения нужной температуры отключается и медленно остывает. После прохождения всех этапов, в среднем это занимает 10 дней, глина превращается в керамику, а изделие можно считать законченным и применять по назначению.

Керамические материалы

Ангоб или цветная глина – используется для росписи керамики, отличается непрозрачностью и отсутствием блеска; состоит из белой глины и керамического жаростойкого красителя, оксида металла. Например добавление в белую глину оксида железа дает рыжий цвет, кобальта синий и т. д.Бисквит – обожженный фарфор не покрытый красителями или глазурями. 
Глазурь – слой стекла на поверхности керамического черепка, возникает при проведении политого обжига; используется для придания изделию водонепроницаемости и декоративности. 
Глазурь соляная – глазурь в виде тонкого слоя силикатов щелочных металлов, возникает при помещении в разогретую печь каменной соли и пара.
Эффектарная глазурь - сосоит из мелкопомолотого стекла-фритты, пигмента и других добавок. Производит самые разнообразные цветовые эффекты, матовый, глянцевы, прозрачный, не прозрачный, цветные вкрапления, потеки, декоративный цек и т.д.
Гончарный круг- станок для создания форм из глиняной массы, методом вращения формы.
Инкрустация – способ декорирования формы контррельефом с последующим заполнением углублений керамическими красителями, ангобами, глазурями. 
Керамика – глина прошедшая обжиг, твердым материал полукристаллической структуры. 
Майолика – керамика из низкотемпературных глин, имеет пористую структуру, богатством цветовых решений при помощи декорирующих цветных глазурей. Большое распространение майолики связано с дешевизной и выразительность цветовых решений. 
Надглазурная краска – керамический краситель в виде порошка и содержанием жаростойкого пигмента и флюса. Наносится поверх глазури. 
Пигмент керамический – оксид определенного металла в зависимости от необходимого цвета. Окисляясь под воздействием высокой температуры при обжиге керамики проявляет насыщенный цвет. 
Подглазурная краска – керамические пигменты смешенные с флюсом, наносится на утильное или сырое глиняное изделие с добавлением глицерина или сахара. После чего покрывается глазурью. Благодаря чему роспись отличается высокой стойкостью и долговечностью. 
Раку или чернолащеная керамика – очень древняя технология обжига керамики. При которой производиться восстановительный обжиг. Еще горячее керамическое изделие прошедшее утильный обжиг помещается в органику (древесные опилки), где происходит тление органики благодаря чему в зависимости от температуры, изделие приобретает темные оттенки, от серого до чугунного с металлическим отливом. Техника возникла в Японии, применяется с ХII века. 
Терракота – обожженная глина не покрытая глазурью. 
Фарфор – керамическая масса белого цвета, не содержащая органики поэтому не пористая в отличии от глины. В обожженном состоянии близок к стеклу, в тонких слоях полупрозрачный. Гораздо тверже глины, термостойкий, черепок не впитывает воду. 
Фаянс – керамическая масса из светложгущихся огнеупорных глин, а также кварц и другие добавки. По сравнению с фарфором непрозрачен, черепок пористый. 
Шамот – порошок из перемолотой обожженной глины. Используется для добавления в глиняную массу для ее отощения, а так же при создании из глины работ большого размера, парковой скульптуры, архитектурных форм.
Литература по керамике: 1.Дмитриева Н., Акимова Л. Античное искусство. - М.: Детская литература, 1988.2.Дмитриева Н., Виноградова Н. Искусство Древнего мира. - М.: Детская литература, 1986.3.Кошель П. Искусство. Энциклопедический словарь школьника. - М.: Олма-пресс, 2000.4.Мар Е. Глина и руки. - М.: Детгиз, 1963.5.Претте М.К. Капальдо. Творчество и выражение: курс художественного воспитания. М.: Советский художник, 1981.6.Федотов Г. Послушная глина.- М.: АСТ-Пресс, 1997. 7.Боголюбов Н. Лепка на занятиях в школьном кружке.- М.: Просвещение, 1982. 8.Бугамбаев М. Гончарное ремесло. Керамика. Терракота. Ростов-на Дону. Феникс. 2000. 9.Гинзбург В.П. Керамика в архитектуре. - М.: Стройиздат, 1987. 10.Долорс Рос. Керамика: техника, приемы, изделия. Пер. с нем. - Ю.О. Бел. -М.: АСТ-Пресс книга, 2003. 11.Захаров   А.И.   Конструирование   керамических   изделий.  - М.:  РХТУ   им. Менделеева, 2004. 12.Любимов Л. Искусство Древнего мира.- М.: Просвещение, 1996. 13.Малолетков В.А. Керамика.- М.:Юный художник, 2000. 14.Неменский Б.М. Мудрость красоты.- М.: Просвещение, 1987. 15.Поверин А. Гончарное дело.- М.:  Культура и традиции, 2003.16.Персал Роналд. Керамика и фарфор. -Минск, Белфакс 1997.17.Претте  М.К.  Капальдо.  Творчество  и  выражение:  курс  художественного воспитания. М.: Сов. художник, 1981.18.Федотов Г. Послушная глина.- М.:АСТ-Пресс, 1997.
// Ресайз iframe-а фримиум баннера