Гончарные инструменты
В этой статье я попытаюсь не просто перечислить список необходимых инструментов в отрыве от процесса технологии, а комплексно рассказать основные моменты взаимодействия с материалом и на каких этапах используется тот или иной инструмент.
Средства индивидуальной защиты
Технологический процесс создания керамики диктует необходимость серьезного отношения к охране труда. При работе, связанной с распылением керамических веществ, обжига керамики, необходима защитная маска или респиратор, очки, рабочая одежда из огнестойких материалов. Помещение, где производится обжиг изделий должно иметь вытяжку и не граничить с мастерской, где создаются изделия, и мастер проводит основное рабочее время.
Шаровая мельница
Процесс создания художественной керамики содержит в себе несколько этапов ,при которых глина имеет разные свойства, для ее формования и обработки, помимо рук мастера, на каждом этапе используются разные вспомогательные инструменты и устройства, помогающие выполнять разные задачи. Если вы сами решили заготовить глину, выкопав ее из земли, то перед тем как начать работать, необходимо ее подготовка, глина-природное ископаемое, нуждается в очистке от камней, веток и других включений, которые могут в ней присутствовать, для этого используется шаровая мельница,которая представляет из себя металлический барабан ,в нем находятся фарфоровые шары, туда же засыпается глина, устройство приводится во вращение при помощи электродвигателя, фарфоровые шары начинают перемалывать все крупные фракции ,находящиеся в глине, процесс их измельчения может занимать многие часы, в результате работы шаровой мельницы все крупные фракции в глине перемалываются в мельчайший порошок, в полученную массу добавляют воду и для предания однородности, перемешивают строительным миксером. Полученную шликерную массу можно использовать для литьевых форм или разлить в гипсовые формы чтобы избавиться от лишней влаги,если глина нужна для гончарного круга или лепки.
Сито
В отсутствии шаровой мельницы, можно использовать обычное сито из мелкой, металлической ,нержавеющей сетки. Природная глина разводится водой до сметанообразного состояния, перемешивается миксером или мутовкой и пропускается через сито для того что бы избавить глину от камней, веток, крупного песка. Глиняная масса не должна содержать крупных фракций, иначе работать с ней будет неудобно и это отразится на качестве изделий. При использовании сита, глина может изменять свой состав, т.к. крупные фракции не перемалываются, а отсеиваются, что может сказываться на ее свойствах. Также, через мелкое сито просеиваются ангобы, глазури и другие красители и вещества, для более качественного покрытия в том числе через пульверизатор.
Описанные выше устройства, конечно, правильнее отнести к оборудованию, а не к инструментам, но для понимания процесса технологии они должны были быть упомянуты, далее идет перечисление основных инструментов художника-керамиста в порядке их применения.
Стеки
После того как глина подготовлена, можно браться за творческую часть. Но и тут не обойтись без инструментов. Работа с глиной на гончарном круге и лепке не обходится только руками мастера, для мелкой работы или придания поверхности определенной формы, используются стеки различных форм и размеров. Стек имеет вытянутую форму, часто уплощённую, фигурные профили одного или обеих концов. Стеков всегда несколько, т.к. невозможно найти универсальный, даже если он двухсторонний.
Нож скульптурный
Через несколько часов, когда глиняное изделие подсыхает, его нужно обработать, оправить. Для обработки изделий в кожетвёрдом состоянии или гипсовых форм, используется скульптурный нож или обычный макетный скальпель. Так же нож необходим для кройки глиняных пластов. Лезвие не должно быть очень острым в целях безопасности, это не повлияет на процесс обработки, глина достаточно податливый материал, даже в подсушенном состоянии, как и гипс.
Петли
Когда форма гончарного изделия сформирована,часто, остаются нюансы, которые сложно проработать руками, для этого используются петли. Представляют из себя, загнутые в круглые или прямоугольные металлические петли на концах круглого черенка. Используются во время работы на гончарном круге, для удаления лишнего материала в труднодоступных для рук мастера местах. Также во время лепки для стачивания лишнего слоя, отверстий, нанесения контррельефа. Часто, петлями работают в кожетвердом состоянии глины, когда глина уже не прилипает к инструменту.
Шило
Для надрезов в местах стыковки частей глиняной формы, резки пластов, часто используется шило. В отличии от ножа, шило удобно тем что, легко меняет направление разреза, это позволяет делать более мелкие, фигурные вырезы.
Трубки для выреза отверстий
При создании ажурных глиняных форм или технологических отверстий, часто используются приспособления в форме трубок разного диаметра, имеющих скошенный срез. Трубка вкручивается в поверхность формы, там, где нужно сделать отверстие, своим скошенным кончиком, который производит круглый вырез.
Скребки
Различного профиля, размера, толщины лопатки. Используются при работе на гончарном круге, для придания гончарному изделию гладкости, корректировки формы. В керамической скульптуре помогают выровнять поверхность.
Экструдер
Используется для лепки из глины в технике жгута, представляет собой металлический цилиндр с поршнем и насадками различного профиля. Цилиндр наполняется глиной, которая выдавливается оттуда при помощи поршня, форма насадки формирует профиль жгута, из которого лепится изделие.
Циркуль
При работе на гончарном круге, часто нужно создать несколько изделий одинакового размера или измерить диаметр крышки для чайника или горшка. Для этого используется специальный циркуль, концы которого фиксируются на нужном расстоянии и сопоставляются с размером гончарного изделия.
Скалки для пластов, резные валики
Для лепки в технике пласта или нанесении орнамента, фактуры на глиняный пласт используются различные скалки и валики. Для раскатывания пластов нужной толщины и формата можно использовать обычную деревянную скалку, важно, чтобы поверхность инструмента не прилипала к материалу. Для нанесения декора используются фигурные валики, иногда напоминающие колесо с рукояткой, которым прокатывают поверхность, нанося изображение методом контррельефа.
Штампы для оттисков (гипсовые, деревянные, пластиковые, керамические, самодельные)
При декорирование глиняной формы в кожетвердом состоянии методом контррельефа, используются различные резные штампы или предметы , имеющие подходящую поверхность. Также, для лепки пластом, используется фактура различных тканей, трафареты, мятая бумага и т.д.
Струна для срезки изделий
После того как на гончарном круге закончена работа, связанная с вращением изделия, его необходимо отделить от основания диска. Для этого используют струну-металлический трос с деревянными ручками на концах, тонкого диаметра, чтобы сопротивление при срезании изделия было минимальным, но в то же время трос не должен быть настолько тонким что мог быстро стереться и порваться. Длина струны зависит от диаметра основания изделия, для узких ваз она короче, для тарелок длиннее.
Фен
При необходимости быстрого подсыхания изделия, например, для обработки или декорирования, используется строительный фен. Важно не пересушить изделие и не форсировать процесс, что может привести к неравномерной усадке глиняного изделия, деформации и трещинам.
Кисти
Щетинные или синтетические износостойкие кисти для росписи. Кистями расписывают керамику, наносят глазурь. Используют кисть при склейке частей изделия между собой при помощи шликера. Учитывая абразивные включения кварца в глине, которые будут иметь воздействие на кисть, необходимо выбирать более износостойкие кисти.
Резиновые груши
Для росписи гончарных изделий в технике фляндровка, используются резиновые груши, которые как тюбики с краской, наполняются ангобами, а при помощи нажима выдавливаются на изделие, образуют тонкую линию. Резиновая груша, представляет собой емкость разного объема, из пластичного, водонепроницаемого материала, соразмерного руке гончара, с тонким кончиком, толщина которого определяет толщину наносимой линии. Количество резиновых груш пропорционально количеству используемых цветов ангобов.
Пульверизатор
Для финишного нанесения керамических красителей или глазурей используется пульверизатор. Состоит из распылителя куда заливается наносимый состав и компрессора, который создает воздушное давление, при помощи которого состав распыляется на изделие, оно покрывается равномерным, тонким слоем. Учитывая характер работ их необходимо проводить под вытяжкой и в средствах индивидуальной защиты.
Большинство из перечисленных инструментов делается из разных материалов -дерева, пластика, металла и продается в магазинах для творчества. Выбирая инструмент нужно учитывать его эргономичность и практичность. Например, деревянный стеки или скребок приятны на ощупь, удобно ложатся в руку, но при взаимодействии с сырой глиной могут размокать, деформироваться, трескаться. Пластиковые инструменты не намокают, но могут быстро царапаться и стачиваться из-за абразивных свойств глины, особенно при работе на гончарном круге. Многие мастера сами делают инструмент для своей гончарной мастерской, исходя из привычек и устоявшейся традиции, такой инструмент ,сделанный «под себя» ,наиболее подходит для выполнения больших объёмов работы, т.к. руки устают значительно меньше. Инструментов и устройств может быть больше, если производство связано с большими объемами, но это требует иных условий для организации процесса. Для творческой мастерской, перечисленных позиций вполне достаточно, главный инструмент, это конечно руки мастера.