Основные методы декорирования керамики
Искусство керамики, синтезирует в себе форму и цвет, этот синтез находит свое отражение и в украшении глиняных изделий, включая в себя большое количество приемов декорирования, начиная от простейших контррельефов, заканчивая использованием эффектарных глазурей, требующих многократного обжига. Рассмотрим основные способы декора подробнее:
Рельеф- изображение декоративного элемента, выполненного методом налепа, рельефного валика или оттиска специального штампа, выделяют две формы рельефа:
Горельеф-высокий рельеф, в котором изображение выступает над формой на половину своего объема и более, что позволяет соединят в одной работе разные виды пластики и добиваться выразительности образа за счет его объема.
Барельеф-низкий рельеф, изображение выступает над поверхностью формы не более чем на половину. В сочетании с барельефом часто используют декорирование глазурью или ангобом, нанося темные оттенки в углубления барельефа, а светлые на выступающие части, что позволяет усилить светотень и четкости изображения.
Эти виды рельефов используются практически во всех направлениях керамики, от гончарного круга и шликерного литья, до малой пластики, парковой скульптуры и настенных керамических панно. Позволяя формировать изображение за счет светотени, используя приемы скульптуры в керамике.
Контррельеф-углублённый в поверхность формы негатив барельефа, выполняется процарапыванием острым стеком, гребенкой, рельефным валиком или штампом. Как и барельеф в керамике, часто дополняется цветной глазурью или ангобом, что бы усилив светотень, подчеркнуть выразительность изображения.
Сквозной рельеф (ажур) — рельеф с отсутствующей (частично или полностью) поверхностью заднего вида изображения. Иногда эти рельефы делаются двусторонними. Принцип (техника) сквозной трёхмерной скульптуры-рельефа был изобретён в России в ХХ веке скульптором Иваном Ефимовым.
Глина для этого должна подсохнуть до кожетвердого состояния , после чего, выполняются сквозные вырезы по предварительно намеченным линиям, острым скальпелем, иглой или специальными инструментами с металлическими насадками разной формы. Толщина стенки глиняного изделия рассчитывается таким образом, что бы ее можно было прорезать насквозь, создавая фигурные прорези разной формы и размера, при этом изделие оставалась достаточно прочным и не деформировалось под собственным весом при сушке. Прорези часто, имеют функциональное значение, например, при создании подсвечников, светильников, абажуров из керамики.
Фактура-выразительная поверхность, в отношении керамики, существует множество способов нанесения различных фактур на глину. Оттиск ткани с выраженной рельефной поверхностью, различными инструментами, налепом, фактурными валиками, штампами, в общем, всем чем угодно можно наносить фактуру на изделия из глины, эффект достигается, как и в случаи с рельефом за счет светотени, но в отличии от рельефа фактура горазда менее объемна, не создает самостоятельных изображений и деталей, она скорее подчеркивает, обогащает основную форму, а не продолжает ее как рельеф. Для усиления эффекта выразительности, иногда фактуру в керамике дополняют салями металлов или тонким слоем цветной глазури. Применяется во всех направлениях художественной керамики, от гончарной посуды до керамических скульптур.
Текстура- изображение, воспроизводящее визуальные свойства каких-либо поверхностей или объектов. В отличие от рисунка, к текстуре не применимо понятие композиции, текстура сама по себе художественным произведением не является, ее задача декорировать керамическую поверхность. В керамике текстура создается при помощи цветных жидких глин (ангобов), разноцветных глиняных масс, цветных глазурей или сочетанием всего перечисленного. Декорирование текстурами применяется в разных видах керамических изделий, таких как гончарная посуда, керамические изразцы, декоративные керамические поверхности.
Роспись керамики цветными ангобами- нанесение рисунка, узора, орнамента на поверхность глиняного изделия, при помощи резиновой груши или кисти. Краской в данном виде росписи является сама глина, в которую добавляют жаростойкие, красящие, цветные пигменты, как правило оксиды разных металлов. Этот способ росписи керамики чаще применяется на гончарной посуде, но иногда встречается и на декоративной малой пластике. Роспись ангобами производиться как на высушенных гончарных изделиях, так и на только что созданных, сырых. Во втором случаи данную роспись называют фляндровка. Прием фляндровки заключается в создании различных декоративных узоров используя текучести свойства ангоба, цвета наносятся друг на друга, но не перемешиваются, а образуют причудливые узоры с четкими границами цветов. После высыхания, изделие проходит обжиг в печи, покрывается бесцветной глазурью и обжигается второй раз, ангобы становятся яркими и прочно вплавляются в поверхность керамического изделия, слой глазури защищает поверхность от влаги.
Роспись цветными глазурями-краска (цветная глазурь) наноситься на обожжённую поверхность керамического изделия, в зависимости от характера росписи, глазурь может наноситься кистью, пульверизатором или окунанием в раствор глазури. После чего керамическое изделие снова ставится в печь для обжига, под воздействием высокой температуры обжига 1000-1100 с, происходит плавление, образуется тонкое, глянцевое покрытие керамического изделия равномерным слоем цветных глазурей.
Подглазурная роспись-на высушенное или прошедшее первый (утильный) обжиг керамическое изделие, при помощи кисти, наносятся жаростойкие красители на основе оксидов металлов. В зависимости от цвета берутся оксиды кобальта, железа, хрома, кадмия, марганца и т.д. Роспись может иметь абстрактный или фигуративный характер с мелко прорисованными деталями. После чего, расписанную работу покрываю слоем прозрачной глазури и проводят повторный обжиг (политой), под воздействием высокой температуры обжига в печи, глазурь образует тонкое, равномерное, стеклянное покрытие керамической поверхности, оксиды металлов в красках окисляются, и цвет красок становится ярким, насыщенным, с блестящей, глазурованной поверхностью. Данным способом расписывают глиняную посуду, гончарные изделия, изразцы.
Надглазурная роспись- выполняется на прошедшим утитьный обжиг керамическом изделии, на которое нанесен слой глазури, при помощи кисти выполняется рисунок жаростойкими красками-оксидами металлов. После чего выполняется повторный обжил (политой), краска вплавляется в глазурь, образуя легкий акварельный эффект, богатый различными цветовыми оттенками. Методом надглазурной росписи декорируют в основном гончарные изделия, посуду и изразцы.
Кистевая роспись керамики-выполняется ангобами или красками на основе оксидов металлов. Наиболее часто встречающийся данный вид росписи в керамики Гжели, синим кобальтом по белому фаянсу (белью). Важное значение имеет техника маска каплевидной формы. Мастера росписи могут создавать сложные композиции используя маски разной величины, формы и текстуры, где мазок является одновременно методом создания изображения и декоративным элементом. Данный вид росписи чаще всего применяется для посуды, гончарных изделий, малой пластики.
Узнать более подробно и научиться этим техникам и многим другим можно на индивидуальных занятиях в мастерской.