Роспись керамики
В росписи керамики используются разные по составу огнеупорные керамические красители. Чаще, керамика расписывается ангобами или глазурями в том числе эффектарными. Для кистевой росписи используются пигменты из оксидов различных металлов, их разводят водой без глазури, такие красители экологичны, безопасны, в керамической посуде расписанной такими красками можно готовить пищу. Керамические пигменты хорошо подходят для глубокой детализации рисунки с множеством мелких изображений. Краска сама по себе очень насыщенная и для получения яркого цвета достаточно одного слоя. В тоже время цвета получаются полупрозрачными и поэтому как правило не применяются для глухого покрытия керамики. Имея высокую текучесть пигмент проникает в пористый керамический поэтому работать с ними нужно аккуратно. Красители для подглазурной росписи также применяются для росписи керамики, наносят их в несколько слоев, от этого зависит прозрачность или густота цвета. В отличии от пигментов эти краски легко смываются.Кисти для росписи керамики должны быть качественными и долговечными. По форме они могут быть круглые, с острым концом, в форме веера или плоские. Острые кисти из собольего волоса хорошо подходит для прорисовок контура и мелких деталей. Для фактурной росписи часто используют пасту из глины, как правило, черного или белого цвета. Это непрозрачный материал, используют для создания рельефных орнаментов и декорирования над или под цветной глазурью, также применяют для контурной обводки, называют декоративным рельефным контуром. Глазурь необходима что бы закрепить краски на изделии и закрыть поры в керамическом черепке, глазурованная поверхность равномерно покрывает глиняное изделие придает ему глянцевую поверхность. Но и после финального покрытия глазурью и обжига иногда применяются низкотемпературные надглазурные краски золотая, серебряная и перламутровая. Они обжигаются при более низкой температуре для завершения декорирования керамического изделия. Для создания на гончарном объеме тонких цветных линий в виде окружностей используют гончарный круг или вращающуюся турнетку. Кроме кистей керамические красители наносят губкой или спонжом. Морские губки помогают создавать необычные кружевные узоры методом тампования. По нанесенной краске активно используется техника процарапывания - сграффито. Острым предметом снимается керамический красители и снова появляется цвет глины. Что бы перенести рисунок на керамический черепок или бисквит, иногда используют копировальную или папиросную бумагу. Есть два основных способа переноса изображения на керамическую форму.При помощи копировальной бумаги. Этот способ подходит для плоских или немного изогнутых поверхностей. Перед началом работы нужно убедится что копировальная бумага положена верной стороной, для этого сделайте пробный штрих, если он появился на глиняной форме, можно продолжать. Для изогнутых, сложных поверхностей используют папиросную бумагу которая хорошо облегает ее из-за своей тонкости. Бумага должна быть рыхлой для того что бы маркер которым наносится орнамент проступал через нее на керамическую форму или бисквит. Рисунок нанесенный на папиросную бумагу накладывают на изделие и обводят его другим контрастным цветом. После этого бумагу снимают, а рисунок остается на керамической поверхности, изделие можно расписывать. Роспись глазурями, делается только на изделиях уже прошедших утильный обжиг. При росписи цветными глазурями, если стоит задача нанесения рисунка или орнаментов, используется кисть. При декорировании эффектарными глазурями, метод окунания или полива. После высыхания глазури, изделие проходит политой обжиг.
Секреты росписи керамики
Что бы создать объем маска применяют толстые кисти с острыми кончиками. Два цвета краски на палитре кладут рядом объемными каплями после их вместе подхватывают кистью и наносят на форму. Текстура маска выполненного таким образом очень интересна своими цветовыми градациями. Что бы получить классическую форму мазка как при росписи в технике гжель, кисть во время нанесения мазка постепенно поднимают и закручивают, мазок имеет при этом форму капли с острым окончанием. Для изображения листьев или лепестков подходит плоская кисть. Краска наносить от центра к краю элемента росписи. Таким образом можно добиться эффекта тональной растяжки цвета и иллюзии объема изображения. Для поддержания необходимой для росписи влажности красок и самого глиняного изделия их увлажняют из пульверизатора.
Рисуем глиной
Фляндровка или роспись ангобами (цветными глинами) позволяет расписывать только что сделанные на гончарном круге изделия. Линии, полосы, потеки краски рождают причудливые геометрические орнаменты.
Роспись керамики в технике фляндровка
Обработка видео...